Екатерина II. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей» |
Юрий Нестеров, ученик НОУ «Петербургский лицей» |
Учителя НОУ «Петербургский лицей» |
Петр I. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей» |
Внутренние воды Южной Америки (урок-экскурсия 7 класс) |
29.02.2016 22:15 |
Урок географии курса 7-го класса. Тема: "Внутренние воды Южной Америки"Цели и задачи виртуальной экскурсии: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе. Оборудование урока: Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки. Ход урока:1. Организационный момент: Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:
2. Изучение нового материала: Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда. Учащиеся: Это - Южная Америка На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка. Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам. Открывается слайд № 2 – Внутренние воды. Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока. ель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их. Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами. Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.
Учащиеся: На материке много рек.
Учащиеся: Климат и рельеф. Слайд № 4 – заголовок – Реки Южной Америки. Учитель: Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок «Реки Южной Америки». Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:
Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей). Слайд № 5 – схема –опора. ( Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО) Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия. Слайд №6 – значение названия рек в переводе на русский язык. Учитель: Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия. Слайд №7 – дополняется схема фрагментом о климате. Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему? Слайд № 8 – схема дополняется заключительным фрагментом. Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка. Учитель:
(Учащиеся, опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное) Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки. Слайд № 9 – таблица «Крупнейшие реки». Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки. (Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах). Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:
(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя). Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов.
Учащиеся: Водопад Анхель.
Учащиеся: Водопад Игуасу. А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта. Слайд № 11 – Амазонка. Это река Амазонка. Глоссарий – Амазонка. P.S.(Учитель обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке, которую помещает на магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и красивое название «Глоссарий». Далее появление новых терминов и понятий в ходе урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии). Учитель: Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки. Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья. Глоссарий – Укаяли. В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома. Глоссарий – барранко. Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду. Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды. И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке. Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке. Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту Слайд № 14 – дельфины и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды. Глоссарий – пираруку Слайд № 15 – пираруку (иллюстрация) Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг. Слайд № 16 – пираруку ( фотоснимок в воде). Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи. Глоссарий – пираньи. Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация)
Учащиеся: Это вид крокодилов.
Учащиеся: Это удав анаконда. Следующая наша остановка – река Ориноко. Слайд № 22 – река Ориноко. Глоссарий – Ориноко. Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф. Глоссарий – Карони, Анхель Слайд № 23 – водопад Анхель. Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году. А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана. Глоссарий – Парана. В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу. Слайд № 25 – водопад Игуасу (1) Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах) В переводе с индейского Игуасу – «большая вода». Слайд № 26 – водопад Игуасу (2) Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа. Слайд № 27 – кинофрагмент о водопаде. Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.) Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.
Учащиеся: Озёр на материке мало. Учитель: Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны, Глоссарий – Маракайбо. Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах. Глоссарий – Титикака. Слайд № 29 – схема –опора – начало Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё некоторые заметки на память. Слайд № 30-33 – построение схемы- опоры об озере Титикака. (Построение схемы сопровождается комментариями учителя, затем учащиеся повторяют рассказ по этой схеме самостоятельно). Слайд № 34 – озеро Титикака (1). Название озера в переводе с индейского – «свинцовая скала». Это название дали индейцы сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. Озеро играет роль внутреннего моря, собирающего скудные воды этого пустынного Глоссарий – Уру. по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора. Глоссарий – тотора. Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь. Слайд № 35 – озеро Титикака (2). Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа. У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины. Слайд № 36 – озеро Лаго. 3. Заключение: Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание. 4. Проверка усвоения материала: Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю. Слайд № 37 – 1 вариант. 5. Домашнее задание: (выдаётся в распечатанном виде персонально для каждого учащегося). Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам Южной Америки. 1. Элькин Г.Н. «География материков и океанов», методическое пособие; СПб «Паритет», 2001. |