Петр I. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей» |
Екатерина II. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей» |
Учителя НОУ «Петербургский лицей» |
Юрий Нестеров, ученик НОУ «Петербургский лицей» |
Природно-хозяйственные зоны Российской Федерации(конспект урока) |
29.02.2016 22:13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Природно-хозяйственные зоны(конспект урока)Цели и задачи:
Оборудование: карта «Природные зоны России», физическая карта России, картины с изображением природных зон, контурные карты. Организация и порядок проведения. Продолжительность игры – один урок (45 минут). С правилами игры учащихся желательно ознакомить заранее, а на уроке лишь напомнить их. Класс делится на 3 команды. При формировании команд учитываются взаимоотношения учащихся, их совместимость, уровень знаний, организаторские возможности капитанов команд. Команды выбирают себе капитанов, название команды. Ведущий (преподаватель) назначает научных экспертов (трех учащихся), в обязанности которых входят проверка письменных заданий и подсчет баллов за правильные ответы. Игра состоит из 6 конкурсов. В каждом конкурсе команда старается набрать как можно большее количество баллов. В конце урока подсчитывается сумма баллов для каждой команды за всю игру, исходя их которой, все члены команды получают соответствующую оценку в журнал. Оценка ответов. Каждый учитель может определить свое количество баллов за конкурсы. На каждый конкурс отводится определенное время. На доске в таблицу записываются баллы, которые заработали команды в каждом конкурсе. Ход урока I. Организационный момент. Участникам команд напоминаются условия игры и количество баллов, которые выставляются за правильные ответы в каждом конкурсе. II. Повторение и обобщение знаний. Учитель: Ребята, мы живем с вами в России, которая является нашей Родиной, а поэтому мы должны не только ее любить, но и знать о ней все. Полученные знания в курсе физической географии России, пригодятся вам в дальнейшей жизни. И начать урок-КВН мне хочется со слов поэта Бокова: Откуда начинается Россия? 1-й конкурс – «Номеклатурный “Это Россия”». Задание: из предложенных географических объектов вычеркнуть те, которых нет в России, оставшиеся объекты показать на физической карте России. От команды приглашается по 1 участнику, а остальные участники команд наносят на контурную карту те объекты, которые есть в России. На доске запись:
Правильность нанесения географических объектов на контурную карту оценивают эксперты и выставляет баллы в таблицу. Учитель: наша страна по площади территории, а это более 17 млн. квадратных километров, занимает 1-е место в мире. Природные условия достаточно разнообразны. Раз есть различия в количестве тепла влаги, поступающих на разные территории России, значит разнообразны и природные зоны, которые выделяют в пределах страны. 2-й конкурс – «Описательный». На доске 3 картины с изображением природных зон. От команды по одному представителю. Задание: составить по плану описание природной зоны. Учитель: В каждой природной зоне меняются виды и способы ведения того или иного хозяйства и строительства, продуктивность земледелия, набор видов возделываемых культурных растений и домашних животных. 3-й конкурс – «Причинно-следственный» (для капитанов команд). Задание: ответить на вопрос.
Учитель: в настоящее время хозяйственная деятельность ведется абсолютно во всех природных зонах, а масштаб влияния деятельности человека на ландшафты стал таковым, что природные зоны превратились, по сути, в природно-хозяйственные. 4-й конкурс – «Математический». От команды приглашаются по 2 участника. Задание для первого участника от команды: вычислить падение и уклон рек.
Задание для второго участника от команды: вычислить коэффициент увлажнения для окрестностей городов.
5-й конкурс – «Геолого-исследовательский». Задание: обозначить на контурной карте крупные месторождения:
Победитель та команда, которая быстрее всех остальных выполнит задание. Учитель: в составе ландшафтов появились новые элементы, образование которых полностью связано с хозяйственной деятельностью человека. Вопрос для любого на выбор учителя участника команды.
Учитель: в последние десятилетия трудами российских ученых, географов и экологов возникла комплексная наука – природопользование. Вопрос для любого на выбор учителя участника команды.
Учитель: масштабы влияния хозяйственной деятельности на природу в наше время стали такими, что возникла насущная необходимость сообща бороться с её вредными последствиями. Однако охрана природы – это не только меры, направленные на предотвращение исчезновения природных ресурсов. Необходимо, как сказал наш замечательный писатель К. Паустовский «охранять природу во всех её видах. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа, в том, что этот народ бесконечно талантлив и мужествен». 6-й конкурс – «Экологический». Задание: по 1 участнику от команды заполнить таблицу, в которую вписать примеры ресурсов.
На доске нарисована таблица.
Остальные участники команд по выбору должны нанести по 5 заповедников, которые есть на территории России. III. Подведение итогов. Объявление результатов урока. |